СНИЖЕНИЕ И ПОТЕРЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ Основные факторы и причины

СНИЖЕНИЕ И ПОТЕРЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

Основные факторы и причины

Одна из основных проблем современной школы - нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. В новой школе есть множество предпосылок для повышения уровня мотивации к обучению - надо только разобраться в причинах ее снижения или отсутствия.

В данном случае мы не рассматриваем причину, которая неизбежно приводит к отсутствию учебной мотивации у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Мы поговорим о детях без патологии, с интеллектом возрастной нормы, о детях, которые могут успешно учиться, но почему-то не хотят.

     САША Г. пришел в школу в возрасте 6 лет. При обследовании показал достаточно широкий кругозор, великолепную память, прочел без запинок несколько стихов, составил рассказ по картинке, хорошо справился с заданием по классификации предметов. Но вот начался учебный процесс, а вместе с ним у Саши возникла масса проблем. На уроках вертится, быстро устает, рассеян. Тяжко вздыхает, беря ручку, что-то недолго пишет. Потом вдруг достает из-под парты машинку и направляется в раздевалку, объясняя: «Все, устал». Дома родителям заявляет: «Не хочу я в вашу школу».

Большая ошибка родителей - полагать, что ребенок готов к школьному обучению только на основании того, что он много знает для своего возраста. Интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, т.е. умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что необходимо делать.

Конечно, ребенку поначалу трудно усидеть в течение 40 минут, напрягаться, выполнять задания учителя. Если в дошкольном возрасте ребенка приучали делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо, у него появляется умение преодолевать себя. 

Нельзя сбрасывать со счетов и биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Важно знать, сформирована ли рука. Проверить это можно, попросив ребенка ставить точки в клеточке. В норме за 1 минуту ребенок проставляет 70 точек. Если результат ниже, вполне возможно, что рука еще не окостенела. Родители могут сделать рентген кисти ребенка, чтобы удостовериться, так ли это. Что касается зубов, то к моменту поступления в школу у ребенка должны смениться 4 передних зуба (2 внизу и 2 вверху). Биологически не созревшего ребенка лучше в школу не отдавать - проверено опытом. Представьте, сколько проблем возникнет, если рука не готова к письму: ребенок будет плохо писать, быстро уставать, а родители вкупе с учителями - «истязать» его написанием палочек. Где гарантия того, что дитя не начнет тихо ненавидеть школу? Сколько бы ни наблюдали за шестилетками в первом классе,

убеждаемся, что они гораздо хуже, нежели семилетки, адаптируются к обучению.

Многие дети не посещают детский сад, что сказывается на их становлении. А ведь именно в контакте с ровесниками рождается произвольное поведение. В совместной игре ребенок учится следованию определенным правилам, выработке деловых контактов - подчинению, умению считаться с чужим мнением и желанием. Для успешной учебной деятельности детей необходимо учить их жить в коллективе.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойке неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Основные факторы отрицательного отношения школьников к учебе - это:

заниженная мотивация к обучению;

интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу;

отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности;

несформированность учебной деятельности; 

неумение действовать по инструкции взрослого;

отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.

Сформировать мотивацию к обучению - это не просто «заложить» готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться.

Мы часто сталкиваемся с тем, что школьники элементарно не умеют учиться. Младший школьный возраст - сензитивный период для того, чтобы заложить основу для умения учиться. Если этого не сделать в данном периоде, то в последующие годы всякая учеба будет для школьника трудным и малоприятным делом.

Причины низкой мотивации к обучению можно разделить на две группы:

1) неумение учиться; 

2) ошибки воспитательного характера.

Взрослые внушают ребенку при поступлении в школу, что учиться надо для того, чтобы получить в будущем специальность и вырасти настоящим человеком. Эта далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Вот как раз такие дети могут учебу и невзлюбить.

С точки зрения взрослого - все просто, а с точки зрения начинающего школьника – все трудно: и стихи учить, и палочки писать, и таблицу умножения запоминать. Отсутствие учебных навыков - это следствие несформированности тех психологических механизмов, которые необходимы для успеха. Часто дети с хорошими способностями и развитым интеллектом имеют неудовлетворительные опенки из-за отсутствия самодисциплины и неумения управлять собой. Бывает, что из-за частых пропусков у ребенка возникают пробелы в знаниях, умениях, навыках, причем это касается не только учебы, но и общения, и поведения.

Ошибки воспитательного характера допускают и родители, и учителя. Можно выделить следующие:

неблагополучие в семье (регулярно вовлекаемый во взрослые переживания в семье ребенок привыкает к эмоционально отрицательному накалу взрослой жизни – что после этого для него переживания по поводу оценок и учебы вообще?!);

отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту;

нарушение единства требований к ребенку; неправильные методы воспитания - подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;

завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка;

усматривание злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для этих проявлений;

«убивание» мотивации к обучению учительским коллективом (высмеивание, некорректные высказывания, сравнения, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха и пр.).

Рекомендации родителям

Абсолютно бесполезно ругать и наказывать ребенка за отсутствие навыков учебной деятельности и произвольного поведения. Коль скоро их нет, то их надо вырабатывать, вместо того чтобы «пилить» ребенка и читать ему нотации. Это опасно, ибо может вызвать лишь отторжение от учебы и школы.  

Помните, что ребенок сменил ведущую деятельность с игровой на учебную. Эта новая и непривычная деятельность, в которой ребенок не застрахован от таких ошибок, которые педагоги иногда предугадать не могут. Если на ошибки не обращать внимания, они могут закрепиться. Вот почему детям необходимо уделять повышенное внимание. Неправильные методы приводят к неуспешности и чреваты потерей мотивации к обучению.

Безответственно оправдывать свое неучастие в школьных делах сына или дочери отсутствием времени. Понятно, что дел у каждого много - и дома, и на работе. Но если в доме появился ученик, откажите себе в просмотре телевизора, чтении интересного журнала, болтовне по телефону. Уделите время ребенку. Мало ли чего он не понял в школе! Раз не понял, два не понял, а затем - отставание со всеми вытекающими

последствиями. Если родители не находят времени для помощи ребенку, не надо удивляться, что он будет

плохо учиться. Родителям необходимо понимать, что учитель ведет фронтальное обучение с 20-25 учащимися. Это практически не дает ему возможности в полной мере учитывать индивидуальные особенности каждого, в частности темп деятельности.

Учитель вынужден ориентироваться на основную массу. Он контролирует продукт обучения и видит конечный результат. А родители должны контролировать процесс обучения и учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Однако даже родители, которые всей душой стараются помочь детям, часто допускают ошибки.

Мальчик не может решить задачу. Папа садится и решает ее сам. При этом он комментирует процесс решения. Ребенок слушает. Закончив, папа спрашивает: «Ну что, понял?» - «Вроде понял», - говорит сын. Ему действительно кажется, что все понятно, потому что на данном этапе он запомнил действия папы. Но поскольку он делал задание не сам, то где гарантия, что другую подобную задачу он сможет решить самостоятельно?

В приведенном примере ребенок фактически был пассивным созерцателем-слушателем, а задание вместо него делал папа, т.е. ребенок не учился решать задачу, а манипулировал родителем. Психологи утверждают, что на слух человек воспринимает и запоминает всего 2% информации: как говорится, «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Подобный стиль занятий ведет к тому, что школьник теряет способность делать умственные усилия и становится умственно пассивным.

Кроме того, распространенной ошибкой является то, что родители имеют одни представления и требования, а учителя - несколько иные. Родитель, говоря ребенку: «Молодец, хорошо!», сравнивает только успехи своего ребенка - вчера было плохо, сегодня чуть-чуть лучше. Учитель ту же работу ученика оценит, как «плохо», ориентируясь на средний уровень класса, т.е. на усредненную норму. В итоге получается, что родители хвалят, а учитель ругает, и ребенку в таких условиях трудно определить

критерий: «что такое хорошо, а что такое плохо».

Во избежание подобных случаев родителям необходимо иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка будет создан образ врага - учителя (мама хорошая - хвалит, учитель плохой - ругает). Это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

 Психоаналитики, изучая семейное воспитание, проанализировали различия детей по степени выраженности мотива к достижению успеха. Аткинсон Дж. и Макклеланд Д. пришли к выводу, что этот мотив складывается из двух: стремления к успеху и избегания неуспеха. При низкой мотивации к обучению ребенок предпочитает не добиваться успеха, а избегать неудач. Экспериментаторы доказали, что высокая мотивация формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. И напротив: в семьях, где процветали жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался мотив избегания неудачи.

ЖЕНЯ П. учится в 6 классе. Подвижен, вертляв. Первые два года учился неплохо за счет хорошей памяти, хотя внимание всегда было рассеянным. По мере усложнения программы отсутствие внимания стало значительным препятствием к усвоению материала, началось отставание. Кроме того, никто не занимался формированием у Жени навыка умения учиться. Учительница часто раздражалась, стыдила ребенка при всех. Практически всегда мальчик оказывался в ситуации неуспеха. Родители, банковские работники, времени ребенку почти не уделяли, как-то больше уповали на школу. Начальную школу Женя закончил «круглым» троечником. Сегодня, в 6-м классе, он учиться совсем не хочет. То нет тетради, то нет ручки, то еще какая-нибудь причина находится.

Мотивация к обучению в данном случае была утрачена еще в начальном звене. Это вина как родителей, так и учителя, который видел ребенка исключительно через призму собственных оценок. У Жени, при отсутствии каких-либо нарушений в познавательной сфере и психике, - низкая самооценка, учебные показатели крайне низкие. 

Важно помнить, что в жизни многое важнее, чем академическая успеваемость. (Можно прожить со средними знаниями и быть личностью.) Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия, самооценка заниженная, а значит, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности - попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха! К сожалению, при равнодушном подходе современная школа убивает личность весьма искусно.

ВЛАДИК К., ученик 5 класса. На уроках занимается чем угодно - только не уроками. Рисует кубики, кружочки. Если его активно потормошить, так и быть – достанет тетрадь и начнет писать. Но тормошить приходится беспрестанно. Владик - единственный ребенок в классе, который в анкете по поводу отношения к учебе написал: «Могу учиться, но не хочу». Способности хорошие. На консультацию пришла мама. Воспитывает сына одна, при этом с утра до ночи на работе. Владик предоставлен сам себе, все свободное от школы время проводит за компьютерными играми. Мама в отчаянии. Сам Владик поведал, что за хорошие оценки мама ему платит. В школе ему неинтересно, но ради материального поощрения он готов «помучиться». В неделю ему удается «заработать» до 200 рублей.

Имея хорошие задатки, ребенок не приучен трудиться. Просто так усилий вообще прилагать не хочет, за деньги - другое дело. При этом борется ученик не за знания, а за оценку, что совсем не одно и то же. Иногда он просто донимает преподавателей, выклянчивая балл повыше. Процесс познания весьма условный.

Мнения по поводу таких методов поощрения и стимулирования детей за хорошую учебу разные. Для американского менталитета платить за учебу - явление вполне нормальное и часто используемое. Для нас это непривычно. И трудно советовать такой способ. Это все-таки палка о двух концах. Где гарантия, что впоследствии ставки не будут возрастать? Где уверенность в том, что ребенок спустя какое-то время бесплатно и книгу в руки не возьмет?

Конечно, поощрения нужны. Может быть, лучше всеми силами пытаться привить интерес к познанию? В качестве поощрений вместо меркантильных можно рекомендовать совместные походы с ребенком, экскурсии в зоопарк, цирк, кинотеатр и т.п. 

Рекомендации педагогам начальных классов

1.Объясняйте ребенку его неудачи не низкими умственными способностями, а недостатком прилагаемых усилий. И тогда ребенок, возможно, перестанет тревожиться (тревожность - большой тормоз в мотивации к обучению) и улучшит своп показатели. Одновременно убедительно хвалите его и ставьте в пример классу, если есть за что.

2. Прививайте детям уважение к умственному труду. Для положительного примера можно привлечь ребенка к проверке тетрадей и т.п. занятиям.

3.Несмотря ни на что, приучите ребенка готовить домашнее задание. Это самая главная мера, предупреждающая нежелание учиться. Здесь уместны блиц-опросы без плохих оценок.

4.Рекомендуйте родителям советоваться с вами по подготовке домашнего задания. Попросите не перегружать ребенка выполнением домашнего задания, если «не идет». Продолжительность домашней подготовки не должна превышать 2 часов.

5.Время приготовления уроков должно быть постоянным. Если сегодня ребенка усадили за уроки сразу после школы, завтра - после прогулки, послезавтра - глубоким вечером, он не будет организованным, не будет воспринимать домашние задания как важное и обязательное дело. Фиксированное время вырабатывает предрасположенность к умственной работе и, таким образом, - определенную установку.

6.Успех вскармливает успех. Лучший источник мотивации неуспевающего ученика - сознание того, что у него что-то получается. 

Рекомендации педагогам средних и старших классов

А что делать, если речь идет о сложных случаях, когда упущены возможности формирования «умения учиться», произвольного поведения? Это особенно касается детей подросткового возраста.

ДЕНИС Б., ученик 8 класса. Из престижной школы был исключен за неуправляемое поведение и плохую успеваемость. На новом месте уроки он не прогуливает, но и знаниями не насыщается. На уроках просто отсиживает. Если бы молча, а то отвлекает всех сидящих впереди, сзади, сбоку. На приеме у психолога признался, что в школу ходит с удовольствием - «потусоваться». А учиться не хочется - «надоело», каждый день одно и то же: одни и те же буквы, одни и те же цифры. Да и родители «достали», постоянно зудят, сразу после школы под конвоем ведут делать уроки. Интереса ни к чему учебному нет. Любит танцевать – занимается брейком, да еще стихи пишет. Когда же стало трудно учиться? Оказывается,

когда стали много задавать «домашки». Папа Дениса - преуспевающий бизнесмен, мама сидит с 2-летним малышом братом. Частенько Денису приходится «вкусить ремешка».

Если маленький ребенок почти не оказывает сопротивления воспитательному воздействию, то подросток сложен хотя бы потому, что его возраст - это время самого активного неповиновения взрослым за весь период развития.

Что делать? Попробуйте сыграть на том, что время отрочества - время познания себя, осознания своих достоинств и недостатков, время самовоспитания, наконец. Кроме того, если вы, педагоги, сегодня не авторитет для подростка, наверняка есть другие взрослые, мнением которых он дорожит. Подключите их, надавите на самолюбие подростка.

Подростковый возраст - возраст поиска идеала для подражания. Ответы на два вопроса: «Какой я?», «Кто я?» (в смысле кем быть?) - вот что всерьез тревожит его сегодня. Путь конфликтов и наказаний на этом этапе не сработает - лучше протяните руку помощи!

Главная задача - установить контакт и создать атмосферу доверия. Не «пилить», не наказывать, не сулить наград. Начните со сдержанного отношения к школьным неуспехам. Нужен контроль-помощь, а не контроль-давление. Важно поднимать тему профессиональной ориентации. Проведите в классе обсуждение профессиональных перспектив и возможностей. Предложите пролистать справочники учебных заведений, выписать интересующие направления, можно даже обсудить на выбор (анонимно) несколько вариантов. В подростковых головах масса иллюзий - они будут благодарны за любую помощь в этом важном для них вопросе. Укажите, какие навыки могут быть востребованы в той или иной профессии.

Не ожидайте немедленных успехов. Могут быть падения, «топтание» на месте. Но будет и взлет! Избегайте жесткой, прямолинейной помощи. Старайтесь, чтобы подросток обратился к вам за помощью сам.


Мы работаем для вас уже более 20 лет