Должен ли ребенок быть послушным? Умное послушание

Должен ли ребенок быть послушным? Умное послушание

Если вы с ребенком делаете только то, что ему приятно, только с ним играете и ходите с ним в кино, вы никогда не знаете, слушается он вас или нет. Послушание проявляется только в тех случаях, когда ребенку что-то не интересно, что-то не хочется - а вы говорите, что это сделать надо.

Послушание – это следование установкам и выполнение заданий, полученных от родителей или других авторитетных людей.

Послушный ребенок - это ребенок управляемый, воспитуемый и контролируемый. Послушный ребенок следует указаниям родителей или лиц, их заменяющих, с уважением относится к воле старших и стремится действовать в рамках, установленных взрослыми.Слушаться- делать то, о чем значимый человек попросил или потребовал.

Что такое послушный ребенок? Это очень простые вещи: сказал ребенку помыть руки - он пошел и помыл. Напомнили, что пора садиться за уроки - он прекратил беготню и начал заниматься уроками. Попросили сбегать в магазин - он согласовал с вами сроки и в магазин сбегал.

Нужно ли, чтобы ваш ребенок был послушным?

К послушным детям сегодня отношение сложное. Воспитание послушания сегодня не в чести, поскольку считается, что привитие послушания - это формирование удобного, управляемого человека без собственной воли. С другой стороны, измученные мамы непослушных детей готовы на все, лишь бы хоть как-то призвать ребенка к элементарному порядку.

Нужно ли, чтобы ваш ребенок был послушным? - Да, обязательно, хотя в разном возрасте мера послушности может и должна быть различной. Чем ребенок младше, тем важнее, чтобы он выполнял родительские требования беспрекословно; по мере взросления ребенок все в большей степени будет руководствоваться собственными решениями.

Почему необходимо, чтобы дети слушались своих родителей? Если ребенок не слушается Старших, Старшие не могут выполнять свои обязанности: обеспечить безопасность, социализацию и развитие ребенка. Послушный ребенок - это ребенок обучаемый и воспитуемый.

Задайте себе вопрос: мы этого хотим?

Однако послушность (управляемый, воспитуемый и контролируемый ребенок) - не цель воспитания, а средство. Ради чего мы хотим, чтобы ребенок стал управляемым, воспитуемым и контролируемым? Чтобы он нас не беспокоил? Чтобы он работал на нас? Чтобы воспитать из него свободного, развитого, здорового человека? 

Послушание детей - только инструмент в руках родителей. В руках кривых родителей послушные дети будут карикатурой на детей, послушные дети рядом с мудрыми родителями - жизненная удача и радость для всех.

К сожалению, мудрых родителей всегда не хватает, а родителей, стремящихся облегчить себе жизнь и воспитать детей, которые не мешаются, которых "как бы нет" - достаточно. Видимо, по этой причине к воспитанию послушности детей у многих очень настороженное отношение, и сильное стремление взрослых сделать детей послушными нередко получает название гиперсоциального воспитания.

При этом распространенный тезис "Послушный ребенок самостоятельным не бывает" не вполне верен. Разумные родители хотят, чтобы ребенок был одновременно и послушным, и самостоятельным, и это вполне реально.

Внимательные, теплые и веселые, а главное квалифицированные родители вполне могут добиться от него послушания, одновременно сохраняя с ребенком контакт, развивая его уверенность в себе и передавая ему ощущение радости жизни. Послушный ребенок у разумных родителей, взрослея, становится взрослым, самостоятельным и творческим человеком.

Как сочетается послушность (дисциплинированность) и способность думать творчески и самостоятельно? Прекрасно сочетается, если такая задача поставлена была. Порядок следующий: если родители сказали - ребенок в первую очередь должен это выполнить, а не обсуждать. Сказано - сделано. После этого, если у ребенка есть вопросы или несогласие, он может и должен это с родителями обсудить, чтобы было максимальное взаимопонимание. Нам нужно не слепое, бездумное послушание, а человек, который понимает все сам, человек с развитым рациональным мышлением, умеющий взвешивать все за и против, способный принимать разумные решения.

Если сказано помыть руки, идем мыть руки без разговоров. Помыли - теперь прекрасно обсудить с родителями, правда ли нужно мыть руки перед едой, всегда ли нужно мыть и насколько тщательно их мыть, а также откуда все эти данные и не предрассудки ли это... Дети бывают умными и задают правильные вопросы.

Но жизнь без радости - не совсем жизнь, и работа с утра до вечера, если делается с постной физиономией и тоскливо, превращается в каторгу. А можно ли сочетать беспрекословное выполнение того, что сказано взрослыми, с легкой детской радостью? Да, конечно, об этом всегда заботятся мудрые взрослые и сообразительные дети. Как? Включаем режим игры и делаем все, что сказано, весело.

Детям нужно поливать грядки на даче? Можно делать это с песней, если день жаркий - можно обливать друг друга, можно исследовать вопрос о величине лейки: лучше бегать с лейкой маленькой, но наполнять ее часто, или взять лейку большую, наполнять ее редко, но носить ее тяжелую? Вопрос интересный!

Итого, умное послушание для ребенка делается в три этапа:

  1. Сказано - сделано. Будущее развитие воли.
  2. Делаем - думаем. Будущее развитие рационального и критического мышления.
  3. Делаем - радуемся! Сохранение живого детского начала и радости жизни.

До какого возраста это подходит? По крайней мере лет до десяти-двенадцати это оптимальный вариант. Начиная с подросткового периода, если до этого было все хорошо и дети уже умные, беспрекословное подчинение уже мало актуально. Командовать уже не нужно, вполне нормально советоваться и обсуждать.

Приучайте ребенка вас слушать и слушаться: приучайте последовательно, в направлении от легкого к трудному, начиная с самых простых вещей. Самый надежный алгоритм - "Семь шагов".

Если ребенок ослушался

Конечно, наши дети слушаются нас не всегда. Когда-то это бывает случайно, иногда - намеренно. Как на это реагировать?

Конечно, наши дети слушаются нас не всегда. Когда-то это бывает случайно, иногда - намеренно. Как на это реагировать?

Не работают - тяжелые бесконечные уговоры, импульсивные обвинения, ругань и бессистемные наказания. Также бессмысленны ситуации в семье, где родители делают вид, что следят, а дети - делают вид, что слушаются. Совсем глупо жаловаться и расстраиваться, разыгрывать Жертву и Мученика.

Эффективнее создать систему реагирования, дополнять ее неожиданными импровизациями. Чередовать систему подкреплений с переговорами-обсуждениями и подготовленными разборками.

Симба ослушался отца

Фрагмент из мультфильма "Король Лев" - хороший вариант разговора отца с сыном, который его ослушался. Тип - подготовленная разборка. Последовательность действий: Обозначение темы разговора и своих чувств. Нагнетание обстановки. Задание формата серьезного разговора. Строгий выговор с любовью: перечисление ошибок и прегрешений, но в этом перечислении слышится забота о тех, кого любим. Когда (и если) сын признал свою вину и ошибки (искренне), ситуацию смягчаем и переводим в инструктаж на будущее. Переключение на что-то теплое и объединяющее. 

Нелля будет торопиться!

Девочка лет четырех бегает по треку, где тренируются спортсмены на досках. Это опасно, мама ей кричит: "Нелля, беги ко мне" - Неля продолжает бегать там, где ей весело. Мама кричит: "Нелля, беги ко мне немедленно!" - Нелля ноль внимания. Мама уже орет: "Беги сюда быстро, а то убью!", Нелля не торопясь стала двигаться по направлению к маме. Прибежала, мама дернула ее за руку, ругнула: "Почему меня не слушаешься?" - и они вместе пошли покупать мороженое...

Что усвоила дочка? Что маму нужно слушаться, но вовсе не обязательно сразу. И даже лучше, если не сразу, тогда мама покричит, а это веселее... Могла ли мама действовать по-другому? Да, могла, и наверное даже должна была действовать по-другому. Это несложно.

Вначале все так, как мама и сделала - громко и уверенно крикнуть: "Нелля, подойти ко мне!" Если не подошла, можно громко крикнуть еще раз, а можно и самой подбежать к дочке, чтобы вывести ее из опасного места. Важно следующее - после того, как мама и дочка оказались вместе, без всяких дерганий рук маме нужно присесть перед дочкой и, глядя ей в глаза, внимательно и спокойно спросить: "Нелля, скажи мне пожалуйста, я тебя позвала - почему ты не подошла ко мне сразу?" - и ждать ответа. Ждать ответа. Возможно, Нелля не захочет сразу отвечать, будет молчать. Мама задаст тот же самый вопрос еще раз, так же спокойно глядя дочке в глаза: "Скажи мне, почему ты ко мне не подошла сразу, когда я тебя позвала?" Рано или поздно дочка что-то ответит, например: "Мне там было интересно!"

Очевидно, что она все понимает, но пытается сыграть дурочку. На это нужно сказать: "Да, там было интересно, но что тебе нужно делать, если я тебя позвала серьезно и громко?" - "Подходить..." - "Верно. А сразу подходить или вначале еще побегать?" - "Сразу..." - "Спасибо, дочка, ты уже все понимаешь. Зря я тебя не зову, но если я тебя зову, подбегать ко мне нужно сразу. С тебя попросить прощения и пообещать, что в следующий раз мне не придется тебе кричать несколько раз, ты подойдешь ко мне сразу..." - Все, ситуация решена хорошо.

Если это повторится еще раз (такое вполне возможно), все повторяется так же спокойно, только добавляется: "Скажи, а что мне делать, если следующий раз ты вдруг не выполнишь свое обещание?" - и дочка вместе с мамой договариваются о каком-то разумном наказании. Когда мама смотрит дочке в глаза и ждет, что на каждый вопрос дочка ей разумно ответит, все действительно решается. Скоро маме не нужно даже кричать, дочка будет подбегать сразу, как только её об этом попросила.


Мы работаем для вас уже более 20 лет